Топы статей и книг

Важные статьи

пятница, 24 мая 2024 г.

Сходства в развитии нервной системы антропоидов и человека

Развитие нервной системы и головного мозга у детенышей антропоидов и человека проходит одинаковые стадии. Это связано с тем, что строение головного мозга антропоидов и человека не имеет качественных различий. Различия есть только количественные, хотя функционирование мозга человека и высших обезьян во многом отлично. Профессор Ю.Г.Шевченко, весьма осторожная в сопоставлении мозга человека и обезьян пишет: «Современные анатомы свидетельствуют, что головной мозг гориллы и шимпанзе сходен с человеческим не только по общему виду и расположению борозд и извилин, но также и по расположению архитектонических систем коры большого полушария... и по системам проводящих путей.»

И действительно, порядок развития поведения у антропоидов и человека одинаков и находится в соответствии с общей продолжительностью жизни, т.е. темп развития выше, если продолжительность жизни короче. «Нидерландский исследователь Х.Денске провел работу по сравнительному изучению раннего развития неврологических и социальных связей у детеныша макака резуса, шимпанзе и у ребенка человека. Научному наблюдению подверглись размеры мозга, процесс родов, развитие двигательных способностей, дневной сон, кормление, телесный контакт, социальные взаимоотношения от периода новорожденности до завершения детства. ...

Порядок развития был одинаков у всех троих. Постнатальная (послеродовая) жизнь начиналась с фазы двигательной неуклюжести, затем обретался контроль над телом, развивались двигательные способности, появлялась независимость от матери, быстро наращивался социальный репертуар.» Отличия наблюдались только в темпах. Человек и шимпанзе вначале ползают на четвереньках, а макак может ходить уже в возрасте одной недели. «Ребенок сравнительно рано способен сидеть без поддержки, но в целом возраст, когда это делали низшая и высшая обезьяны, вполне согласовывался с последовательностью развития человека. Экспериментально доказано, что последовательность развития двигательных способностей и социального репертуара у всех трех видов различалась незначительно, хотя количество элементов социального набора в первый год жизни богаче у человека. После рождения вес головного мозга увеличивается у человека в четыре раза, у человекообразной обезьяны — почти в два, а у макака — в полтора. В целом же приматы развиваются в раннем возрасте медленнее, чем другие животные.» [Э.П.Фридман, 1991]

Комментариев нет:

Отправить комментарий