Не так давно в Фейсбук обсуждалась уже довольно бородатая статья
«Теория большого агу» (2013 год), в которой речь идет об исследовании развития
речи детей. Автор исследования Деб Рой, профессор Массачусетского
технологического института, делал аудиозаписи, расшифровывал их и на основании
столь хлопотного исследования сделал довольно заурядные, а в некоторых местах и
откровенно неправильные, выводы. Удивительно, что несмотря на «детальные» записи
в исследовании много неверных интерпретаций, потому что исследование как всегда
проводил мужчина! В статье говорится о двух основных выводах, сделанных на
основе данного исследования, которые я хотела бы прокомментировать.
От чего зависит словарный запас ребенка?
«В 24 месяца у
младенцев сравнили активный словарный запас (с точки зрения когнитивной науки,
это не столько про умение говорить, сколько про способность категорно мыслить).
Оказалось, что объем словаря у двухлеток прямо зависит не от общего количества
слов, которые младенец слышит, а от количества адресованных непосредственно
ему. Телевизор или ссоры взрослых друг с другом существенного вклада не
вносят».
Этот «креативный» вывод
связан с полным отсутствием понимания механизмов формирования речи детей. Автор
исследования не имеет ни малейшего представления о таком важном механизме,
участвующем в формировании речи детей, как импринтинг. Ребенком раннего
возраста речь запечатлевается, а не выучивается. Это принципиально разные
механизмы.
В нашем Центре «Рожана»
проводились исследования развития речи детей до 5 лет. Выборка, с которой работала
лично я, довольно большая, более 500 дневниковых наблюдений за детьми. Наблюдения
проводились около 20 лет и, в том числе, делались аудиозаписи. При этом учитывалось
множество факторов: здоровье ребенка, роды, продолжительность грудного
вскармливания, количество времени, проводимого на руках у матери и т.д. Наша
цель заключалась в том, чтобы помочь родителям максимально развить речь детей,
мы не собирались продавать технологию, как автор американского исследования. На
основании этого исследования мной был написан курс «Развитие речи ребенка» и
сформулированы рекомендации для родителей, которые были направлены на
оптимальное развитие речи детей. В данной публикации мы отметим главные
позиции:
1. Здоровый
ребенок до 3 лет запечатлевает речь.
Чтобы этот процесс шел успешно, необходимо разговаривали с ребенком и при
ребенке. Важно, чтобы родители и другие родственники общались, но не ругались
(когда родители ругаются, ребенок отключается от реальности и вычеркивает эти
эпизоды целиком, сохраняя только факт "родители ругаются"). Относительно ругани и телевизора вывод
сделан правильный.
2.
В первую очередь в памяти ребенка активизируются и
переходят в активный словарь слова и фразы, которые чаще всего используются в
семье в присутствии ребенка или
обращаются в адрес ребёнка в свободном доброжелательном общении. Запечатлеваются и все остальные фразы и
слова, но они «уходят» в пассивный словарь и «живут» там до поры до времени,
пока вдруг не возникнет необходимость что-то оттуда извлечь.
3.
Осмысление речи всегда идет впереди ее звукового
оформления. Оформление речевого звукоряда осваивается по
мере роста и формирования речевого аппарата ребенка, а также по мере созревания
возможности координировать движения речевого аппарата, т.е. по мере созревания
центральной нервной системы. Эти законы неизменны и вопрос заключается только в
точном их описании.
4. На развитии
речи ребенка сказывается множество факторов. Базу составляют: качество родов, вакцинация, наличие
продолжительного грудного вскармливания (например, чтобы ребенок выговаривал
нормально букву «р», он должен сосать грудь в правильном положении не менее 2
лет), совместный сон с матерью и хороший холдинг (как и сколько мама носит
ребенка на руках). Важно знать, что к нарушениям речи приводят клинические
роды, кесарево сечение, вакцинация, сосание пустышек и сосок, грудное
вскармливание в неправильном положении, неудовлетворительный холдинг и др.
Развитие речи ребенка определяют: качество и количество речи окружающих ребенка людей,
правильное поведение матери в отношении формирования словарного запаса ребенка.
Адекватное поведение матери, направленное на освоение ребенком речи,
обусловлено биологически и требует индивидуальной демонстрации, которую в нашем
центре мы специально организовываем на наших консультациях и курсах. К
нарушениям и недостаточному развитию речи приводит отсутствие речи окружающих
или чрезвычайно скудная речь окружающих.
Кроме этого в статье есть ряд
противоречий: с одной стороны там говорится, что дети проходят стадию "беременности"
словами, а с другой, что у детей нет особого механизма запоминания языка. Кроме
этого в статье не приводится никаких объяснений, как были идентифицированы
производные слов? Дети давали интервью? Нет пояснения по какому принципу
отбирали детей для исследования, сколько времени дети проводили на руках у
матерей, какими были роды (клинические или домашние, были ли кесаревы сечения и
т.д.), кормили детей грудью или нет, сколько времени продолжалось кормление и
было ли у ребенка правильное прикладывание к груди, делали вакцинацию или нет.
А ведь все эти факторы влияют на формирование речи! Если автор исследования
этого не знает и не учитывает, то исследование нельзя принимать всерьез, как
достоверное. Получается, что это не исследование, а некая полуправда за большие
деньги.
К сожалению, в комментариях я
не могу раскрыть эту тему. Кстати о математике! Дети до 3 лет обладают
способностью к спонтанному счету и производят в своем уме очень сложные
математические вычисления мгновенно. Но взрослые не знают об этой способности
детей и не поддерживают ее, поэтому она к 3 годам угасает практически
полностью. В некоторых случаях ее удается сохранить и тогда получаются
уникальные вундеркинды, мгновенно умножающие пятизначные числа! Но и это еще не
все!
Развитие речи и классовые различия
«Классовые различия не
заложены в момент рождения, но дают о себе знать уже к 24-месячному возрасту —
и связано это как раз с усвоением языка, как показывает эксперимент психологов
из Стэнфорда, результаты которого стали известны в 2013 году.
Ученых интересовали испаноязычные семьи в США — очевидная группа риска, где
бедность часто становится наследственной».
Главный акцент автора делается на то, что в богатых семьях речь детей
развивается лучше, чем в бедных. Это ложный вывод в политических целях и я
хотела бы объяснить почему и как на самом деле у детей развивается речь.
Это фальшивая информация,
потому что испаноязычные беженцы в США это не инженеры, не ученые и даже не
офис-служащие, это дворники, мусорщики, сантехники, мелкие торговцы и у них
соответствующий уровень развития в принципе. Эти категории мигрировавших лиц кормят
детей искусственно, разговаривают неграмотно, имеют очень маленький словарный запас,
освещают в своей речи исключительно бытовые темы. И какое развитие речи может
быть у детей, если в словаре родителей всего 30 слов??? Это связано вовсе не с
бедностью, а с социальным или кастовым уровнем, как это не прискорбно
констатировать!
Как бы нам не пели в ухо
представители масонских лож о «свободе, равенстве и братстве» (а эта идея продвигалась именно ими), касты или
крупные социальные прослойки (в Индии называются «варны») имеют место быть и уровень
развития представителей этих крупных социальных групп значительно отличается
друг от друга. Несомненно это выражается как во внешних физических признаках,
так и в психологических и интеллектуальных особенностях, а значит и в
наследственности. Все это имеется, но не декларируется. Так вот, у группы,
которая относится к нижнему социальному слою и чаще всего перебирается в США,
кастовый уровень низкий вместе с интеллектом, знанием языка и словарным
запасом. Правда, в отдельных суперцивилизованных племенах, которые до сих пор
сохранились в Мексике, Перу, Бразилии и др. Странах Америки, развитие речи
детей находится на очень высоком уровне, и граждане США от них значительно
отстают. Однако, эти племена не говорят на испанском или английском языках - это чисто американские языки, сохранившиеся с доколониальных времен.
Бравада в адрес богатых семей
и развития их детей к 24-м месяцам меня очень смутила. Честно говоря, это
чистой воды реклама и находится вдалеке от науки! Уверена, что это делается
преднамеренно, потому что в США в принципе существует проблема поддержки имиджа
богатых семейств. Это одна из главнейших задач в этой стране!!! Поэтому, если вы видите в статье
рассказ о том, что кто-то в богатой семье развивается лучше, чем в соседней
семье среднего достатка и т.п, на этом месте сразу можете ставить крест - это
блеф в 90% случаев! В большинстве американских состоятельных семей растут
отпетые балбесы!
Развитие речи детей зависит, прежде
всего, от персональных психофизических данных ребенка, а не от состоятельности
семьи. В российских средних семьях (это не только русские семьи!), не
располагающих большими доходами, встречаются довольно часто дети с неожиданно
шикарным словарем. Существует феномен спонтанного речевого развития. Впервые я
столкнулась с ним на примере моей старшей дочери. Первое слово она сказала в 9
месяцев и это было слово САМА. В 2 года она разговаривала как взрослая. Ее
словарь включал слишком много слов и понятий, которые обычно дети этого
возраста не употребляют, их было более 3000 и создавалось впечатление, что они
появляются ниоткуда! Чистый звук "Р" она произнесла как и положено в
3 года. Столкнувшись с этим впервые я захотела пронаблюдать, встречаются ли
аналоги? Да, встречаются и чаще, чем обычно предполагают! Спонтанное речевое
развитие у детей встречается в разных семьях, но в семьях богатых родителей я
чаще встречала отставание в речевом развитии, чем норму.
Думаю, что данное исследование
производилось без учета массы факторов, которые влияют на развитие речи ребенка,
что и привело к полунаучным выводам. Особенно смешным оно является в части, где
делается вывод о прямой зависимости развития речи ребенка от материального благосостояния
семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий