пятница, 7 июля 2017 г.

Ивана Купала – славянский национальный праздник

Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила

Ивана Купала или Ярилин день – один из важных праздников славянского календаря. В этот день 24 июня / 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции — праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В русской традиции Иоанн Креститель известен более как Иван Купала, так как праздник в честь христианского святого Рождества был приурочен к славянскому празднику Ярилы.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Значимость праздника обусловливалась тем, что он отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» светило в последующие месяцы года постепенно «угасало»: день становился короче, а ночь длиннее.

В христианском мировоззрении образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной традициях этот святой наделялся такими эпитетами, как свет, светоч, предшествующий солнцу, которое соотносится с образом Иисуса или Йешуа. В Древней Руси Иоанна нередко именовали «пресветлым солнцем», ассоциируя его с образом солнца «гаснущего». Церковь, приурочив рождение Йешуа к периоду зимнего солнцестояния, отождествила Спасителя с образом солнца «растущего». Подтверждение этого служители церкви видели в словах Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

В рамках народного календаря Ивана Купала образовывал единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы и апостолов Петра и Павла (Петров день). На это время приходится период наивысшего расцвета природы: солнце находится в зените, растительность достигает пика цветения, начинается созревание плодов, день считается самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие и целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год. В то же время календарный период, на который выпадали купальские праздники, считался наравне со Святками наиболее «опасным»: усиливались действия «потусторонних сил». Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь. Она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время проходили веселые гулянья и совершались основные обрядовые действия. Главная роль в них отводилась самой активной части общества — молодежи и молодым супружеским парам. Их физическое состояние сопоставимо с состоянием природных и потусторонних сил, переживавших наивысший подъем. Обрядовая насыщенность и характерные черты Иван Купала нашли отражение в местных названиях праздника: Иван Цветный, Травный, Колдовник, Любовный, Чистоплотный, Веселый, Купальник, Лопуховатый, Гулящий, Веничный, Градобой.

Натуральный характер праздника, основанный на естественнонаучной философии и мировоззрении славян, сохранялся на протяжении веков, а возможно и тысячелетий. Поклонение естественным законам и их натуралистичность всегда раздражала представителей христианской церкви, которая называла их погаными или языческими. В латинском языке натуральные философии, предшествовавшие христианству, назывались paganis и носили оскорбительный характер. В последствии христианская церковь принесла на Русь понятие «погань», «поганцы», которые в оскорбительном тоне характеризовали натуральные философии, предшествовавшие христианству, и национальные религии, на них основанные. Позднее появилось более благозвучное слово «язычество», заменившее слово «погань». Однако, в испанском языке все натуральные философии, религии, научные и мировоззренческие системы называются словом el paganismo.

Иоанн Предтеча впоследствии именуемый Иваном Купалой
(картина Иванова "Явление Христа народу") 
Итак, христианские священнослужители вели борьбу с натуральными философиями и естественными науками и всячески порочили праздники, в основе которых лежали астрономически значимые даты. Ведь народ вместо того, чтобы посещать храмы, усиленно молиться и вести себя с подобающим христианам чувством смирения, как того желала христианская церковь, предавался своим национальным праздникам. Соблюдение национальных традиций деятели христианской церкви называли  «пребывание народа в разгуле и бесчинствах». Вот как они описывали празднование Ярилина дня, беззастенчиво называя это разгулом сатанизма:  «в годину ту сатана красуется, яко же сущий древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют» (Коринфский А. А., 1995. С. 248). Об этом сообщал в XVI в. игумен Псковского Елеазаровского монастыря Памфил: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление» (Калинский И. П.,  1877. С.  139).

Тем не менее, не смотря на рекламные компании и жесткое подавление национальных праздников со стороны христианской церкви, Ивана Купала — Летний Солнцеворот или Ярилин день — сохранился до наших дней. Надо сказать, что удар советской системы по русским национальным праздникам оказался более сокрушительным, чем удар со стороны христианской церкви. Однако, и этот удар не смог сокрушить исконные славянские традиции.

Всех поздравляю с солнечным праздником!

Комментариев нет:

Отправить комментарий