Как обычно, разбирая свои архивы, я наткнулась на свою древнюю статью
1998 года, которая была опубликована в журнале «Кроха и Я». Она начинается
эпиграфом:
Что ощущает будущий ребенок, находясь в лоне матери? Оказывается,
гораздо больше, чем мы привыкли думать!
Эмоции и гормоны - дружная парочка
Многие женщины относятся к своему будущему ребенку, как к
этакому милому, но требовательному «иждивенцу», на которого организм должен
работать, работать и работать все долгие 40
недель. Но это не совсем верно, потому что буквально с первых дней, едва
зародившись, крохотное живое существо начинает активно «помогать» маме. В
первые десять недель беременности налаживается активный биологический обмен,
мать становится поставщиком гормонов для развития плода, а от эмбриона получает
особый гормон, который стимулирует перестройку ее организма, способствует
сохранению и нормальному развитию беременности.
После 10-й недели начинает работать плацента - орган эндокринной системы. Теперь с каждым
месяцем обмен гормонами будет активизироваться,
расти. Потом в работу включатся органы
внутренней секреции будущего малыша, и единая гормональная система
«мать-ребенок» сформируется
окончательно. Именно через гормоны малыш посылает маме свои «химические
сообщения», оповещая ее организм о том, что ему нужно для роста, развития.
Эндокринные процессы очень тесно связаны с психическими.
Ученые утверждают: почти каждая наша эмоция имеет свой гормон - радости,
удивления, страха и т. п. Через плаценту гормоны матери легко проникают к
плоду, поэтому будущий ребенок испытывает те же эмоции, что и беременная
женщина. Но есть и обратная зависимость: «настроения" плода передаются матери,
именно этим ученые объясняют повышенную чувствительность, сентиментальность
беременных женщин, возникающие у них странные желания, причуды, фантазии.
Быстрее, чем в <<Интернете>>
Новейшие исследования доказывают: во время беременности
между матерью и плодом существует особая информационная связь, осуществляемая через биологические поля, которыми обладает
любой живой организм. Эти поля представляют собой волны различной частоты и
длины. Акустическое (звуковое) поле создает ежесекундная вибрация мышечных
волокон. Носителем же электромагнитного поля является центральная нервная
система, в частности, головной мозг. Мать и дитя обладают собственными полями.
Эти поля взаимопроницаемы, за счет чего и идет активный обмен информацией,
причем передается она гораздо быстрее, чем в суперсовременной системе связи
«Интернет».
Он запоминает все и надолго
Учёные находят сейчас все больше подтверждений тому, что
даже 10-недельный эмбрион обладает высоким порогом чувствительности. У него
еще нет кожи, нервные окончания оголены, и поэтому способность ощущать внешние
воздействия очень высока.
С третьего месяца беременности у будущего ребенка начинают
функционировать анализаторы (биологические системы воспринимающие и
анализирующие действие раздражителей). Картина чувствительности эмбриона
становится намного сложнее. Если беременность протекает нормально, малыш,
обживая мамино лоно, чувствует себя комфортно и безмятежно. Он ощущает отсутствие
границ и препятствий, и такие ощущения могут сопровождаться у него вполне
конкретными видениями явлений реального мира, в котором он еще ни разу не был.
Например, он может видеть радугу после дождя, цветущий весенний сад или
картины космоса (космическое сознание), или подводный мир (океаническое сознание).
Эти образы возникают у него под влиянием информации, приходящей из мозга
матери. Не родившийся еще ребенок обладает и своеобразной памятью. Дело в том,
что эмбриональные клетки, в отличие от клеток взрослого человека, способны
фиксировать и сохранять на длительное время информацию обо всех происходящих с
мамой и малышом событиях, причем объем этой памяти просто фантастический!
Эмбриональные клетки запоминают, например, травмы, ощущения испуга, стресса,
очаги заболеваний и т. п. К счастью, долго помнят они и все хорошее - пережитые радости и удовольствия.
Когда малыш начинает слышать?
По данным французских исследователей, первые слуховые
ощущения плода - вибрационные: он
чувствует вокруг себя пульсирующий мир. Орган слуха (внутреннее ухо)
формируется до 16 недель, а примерно с
20-й недели малыш начинает различать звуки: сначала внутренние шумы, биение
сердца мамы, шум в легких, перистальтику кишечника и т. п. С 6-го месяца плод
уже хорошо дифференцирует звуки. Более того, для него небезразлично, спокойно
или взволнованно бьется сердце мамы, грустный или радостный у нее голос, тяжело
или легко она дышит. Если мать, например, волнуется, сбивается ритм ее дыхания,
будущий ребенок замирает, словно предчувствуя опасность. А если мама расстроена,
плод получает от нее гормоны, вызванные отрицательными эмоциями. Тогда малыш
ощущает настоящую опасность, и это ухудшает его самочувствие. С седьмого месяца
будущий ребенок различает уже не только шумы в организме мамы, но и внешние
звуки. Он активно реагирует на эмоции мамы, делит голоса общающихся с нею людей
на дружеские и враждебные: повышенные тона разговора вызывают у него
беспокойство.
Семимесячный плод, между прочим, еще и меломан. Ученые
считают, что на многих малышей музыка Бетховена и Брамса действует
возбуждающе, Вивальди успокаивает, а Шопен настраивает на романтический лад.
Известный эмбриолог, профессор А. Брусиловский, утверждает, что некоторые младенцы
в этом «возрасте» даже выбирают любимые мелодии, слыша которые, начинают
активно двигаться, повторяя определенный ритм движений. Большинство же малышей
предпочитают классическую музыку, арии из опер, старинные романсы и народные
песни.
Глаз младенца не дремлет!
Что видит
ребенок, находясь в лоне матери? В привычном нам понимании - ничего: находясь внутри матки, окруженный
околоплодными водами, он чувствует себя, словно человек, попавший в темную
комнату. При направленном освещении живота мамы яркой лампой он видит слабый
оранжевый или красноватый свет. И очень нервно реагирует на такие «непрошеные
вторжения» в свой мир, быстро переворачивается, как бы пытаясь спрятаться.
Последние исследования ученых выявили очень интересные факты. Оказывается, примерно
с 50-го дня беременности, когда у эмбриона возникают мозговые импульсы и первый
этап формирования органов зрения закончен (окончательно глаза формируются к 5 месяцам внутриутробного развития), ребенок
способен воспринимать зрительные картины, которые видит его мама, а также связанные
с ними эмоциональные переживания. Видный американский психолог С. Гроф и его
коллеги проводили специальные сеансы, в ходе которых память пациентов «возвращалась»
в период их внутриутробного развития. Участники этих сеансов не только
описывали картины, которые их матери видели в период беременности, но и
вспоминали, какие сильные эмоциональные всплески вызывали те или иные из них.
Такой феномен объясним с научной точки зрения -
все дело в удивительных свойствах сетчатки глаза. Она способна не только
воспринимать внешние сигналы и передавать их в мозг, но и воспроизводить
образы, возникающие в сознании. С таким феноменом, пожалуй, знаком каждый:
ведь все мы время от времени видим яркие и красивые цветные сны.
Что у нас сегодня
на обед?
Будущий ребенок совсем не безразличен к пище, которую ест
его мама. Начиная с 7-го месяца внутриутробного развития, он различает вкус и
некоторые запахи. Президент французской национальной академии перинатального
воспитания А. Бертин считает, что в это время малыш может даже
продемонстрировать свои предпочтения.
Как известно, будущий ребенок ежедневно поглощает
определенное количество околоплодной жидкости. Так вот, если в нее ввести,
например, раствор сахара, плод с удовольствием «проглатывает» двойную порцию,
если же ввести горький раствор, он «пьет» ее очень мало. Ученым удалось даже получить уникальный снимок плода с гримасой
недовольства, вызванной неприятными вкусовыми ощущениями. В околоплодную
жидкость попадают самые разные вещества из всего того, что ест и пьет
беременная женщина. Таким образом, ребенок знакомится с взрослой пищей задолго
до своего рождения. По мнению ученых, это оказывает влияние на будущие
гастрономические пристрастия человека: став взрослым, он отдает предпочтение
тем блюдам, вкус которых «отведал» еще находясь в чреве матери. Поэтому для
нормального развития плода очень важно, чтобы беременная женщина питалась
полноценно и разнообразно.
Не задавайте мне уроков!
Некоторые родители считают: способности ребенка будут
гораздо выше, если развивать их еще до рождения. Будущие мамы занимаются для
этого психотренингом, приставляют к животу наушники, чтобы ребенок мог
прослушать специальные тексты, музыку и т. д. Однако не родившийся еще ребенок
не приемлет специально навязываемого ему обучения. Он очень переживает, если
мама пытается общаться с ним так, будто он уже родился. Он вообще «скромный»,
предпочитает, чтобы сам факт его существования будущие родители как бы не
замечали.
Дело в том, что находясь в чреве матери, ребенок не
отделяет себя от нее. Все знаки внимания к себе он вообще воспринимает только
тогда, когда они направлены на его маму.
Так что, если вы хотите со временем развить в своем ребенке
высокий интеллект и большие способности, постарайтесь во время беременности
побольше заниматься творчеством. Нужно только, чтобы это вас не утомляло, а
приносило истинное удовольствие. Прекрасно, если вы любите музицировать,
рисовать или рукодельничать, а может, даже пишете стихи. Хотите, чтобы малыш
впитывал больше впечатлений, что потом поможет развить в нем любознательность,
интерес, ходите на концерты, в картинные
галереи, в конце концов, просто почаще гуляйте, любуясь памятниками архитектуры
или наслаждаясь очарованием природы. Чем чаще беременная женщина видит действительно прекрасное, тем приятнее
это будущему ребенку. Хороших результатов;
внутриутробного воспитания можно достичь только тогда, когда сама мать
максимально раскрывается как личность.