Описанные в заметке народные традиции были собраны автором в этнографических экспедициях по югу России, а также в Тверской и Кировской областях в 80-е годы 20 века.
Новорожденный, равно как и умерший, согласно народным верованиям являлись существами, находящимися в стадии перехода. Новорожденный рассматривался как пришелец из потустороннего царства предков, духов и божеств, а умерший рассматривался, как пришелец из физического мира в мир предков. Поэтому они находились практически в одном статусе лиминальных существ, с которыми должны быть особые отношения.
Интересны представления у славян и русских относительно новорожденного ребенка. Считалось, что младенец входит в новую для него физическую жизнь на протяжении 40-42 дней. В этот период его связи с потусторонним миром чрезвычайно сильны, что предписывало окружающим совершенно определенные правила поведения. Например, воду после первого купания младенца нельзя было выливать рядом с домом или в общественном месте, которым все пользуются. Для этого нужно было использовать места, на которые не ступают, не соприкасаются с ними. Воду можно было выливать в дальнем углу двора, в реку или озеро. По этой же причине брать новорожденного до исполнения ему 42 дней могла только его мать, повитуха, родные бабушки. Для других людей такой контакт считался опасным и мог навлечь на них беду.
Считалось, что в течение первых 40 дней новорожденный, все еще находящийся в состоянии перехода, может принять решение: оставаться ему в этой семье или покинуть ее. Считалось также в течение этого периода ребенок сохраняет тесную связь со своим проводником или ангелом-хранителем, который направил его родиться в этой семье. Было важно угодить новорожденному и его проводнику, чтобы ребенок остался в семье. Если мать или семейные делали что-то неподходящее для развития младенца, младенец мог покинуть семью. Поэтому в случае смерти новорожденного до 40 дня говорили: «Ушел, не захотел с нами оставаться» или «Забрал его ангел-хранитель, мы ему не понравились».
Если ребенок выжил и остался в семье, то на 40 день производили обряд приобщения ребенка к семье. С этого момента и до исполнения ему года, когда он переходил в следующий возрастной статус, ребенок все еще располагал правом выбора оставаться в этой семье или нет, но шанс его ухода значительно снижался. Мать и семейные должны были «угождать» грудничку и ухаживать за ним как должно, т. е. в соответствии с тем, как велит природа, чтобы он остался.
В народном представлении «угождать» новорожденному и грудничку, означало соответствовать его природе. Мама должна была нянчить ребенка, как предписывала биология: кормить грудью, высаживать, купать, носить на руках, словом, ухаживать так, чтобы его телу не было никакого ущерба. Кроме этого, молодая мать должна была соблюдать традиционные предписания, направленные на оберегание ребенка. Для этого ее вводили в круг сакральных забот о благополучии нового члена семьи.
Смерть новорожденного и грудничка в возрасте до года считалась показательным событием. Это могло означать для общества, что семья, из которой уходят дети, грешна или проклята, что могло повлиять на ее общественный статус.
Свидетельство о публикации №222112600108