3 апреля 2015 года успешно прошел круглый стол Центра
«Рожана» под названием «Семейные праздники и их значение для воспитания детей».
Обсуждение проходило в режиме обмена опытом. Ведущий круглого стола по просьбе
участников в конце обсуждения подвел итог и расширил представление о
воспитательном значении семейных праздников.
Участники круглого стола в самом начале
встречи конкретизировали список мероприятий, которые могут относиться к семейным
праздникам, а именно это: дни рождения, семейные годовщины, светско-религиозные
календарные праздники, такие как Новый Год, Рождество, 8 марта, Светлое
Воскресенье и т.д., т.е все праздники, которые так или иначе празднуют в кругу
семьи.
Затем произошел обмен опытом по организации и
проведению празднований в кругу семьи. Среди участников выделились
представители 3 стилей проведения семейных праздников:
1.
Семьи, которые используют
календарные даты и официальные выходные, чтобы собраться и выпить или весело
провести время;
2.
Личная творческая инициатива при
поведении дней рождения и еще 2-3 праздников, которые считаются значимыми для
семьи;
3.
Осмысленная организация семейных
праздников, которая практикуется воспитанницами нашего Центра.
Центральным событием празднования у семей 1
категории является застолье и выпивка. Такие мероприятия никакой смысловой
нагрузки не несут, а проводятся для того, чтобы эмоционально расслабиться и
отдохнуть. Дети в них, как правило, участия не принимают, а если и принимают,
то формально. Родители не заботятся об участии ребенка в таком
мероприятии, и, в лучшем случае, отдают
его бабушке. Если дети участвуют в подобном мероприятии, то их основным
воспоминанием являются пьяные разговоры, пьяные родители и эффектные
устрашающие скандалы. На фоне скандалов меркнут даже прогулки и праздничные
фейерверки. Получается, что застолья в целом не отличаются друг от друга, равно
как и фейерверки с прогулками.
Центральным событием празднования 2 категории
является творческий сценарий, который продумывается с точки зрения участия всех
гостей и детей. Застолье не является центральным событием. Центральное событие
– это конкурсы, соревнования, игры, концерты, розыгрыши и другие веселые
события. Застолье занимает место приятного дополнения и возможности отдохнуть
после творческой активности. Дети в этом случае ждут от праздника развлечений и
новшеств, что в итоге становится очень утомительным для родителей, как
организаторов. В этом варианте организации праздников родители каждый раз
ломают голову над изобретением нового сценария, поэтому все празднования сильно
отличаются друг от друга. У детей не возникает связи между действом и самим
праздником, смысл праздника сводится к увеселительному мероприятию, а
календарная дата рассматривается как дополнительный свободный день, когда можно
собрать участников действа.
Центральным событием празднования 3 категории
является некое астрономическое или историческое событие, которое формирует
смысловую сторону праздничного действа. Именно этому событию соответствуют
блюда, приготовленные к празднику, используемые атрибуты праздника, одежда и
порядок проведения празднования. В этом варианте каждый праздник имеет свое лицо,
свою отличительную особенность, запоминается ребенком как конкретное
календарное событие, повторения которого надо ждать год. Но поскольку
празднования происходят каждые 2-3 месяца, то ребенок легко справляется с «ожиданием
чуда».
С точки зрения воспитания детей и их отношения
к праздничным мероприятиям, третий вариант подхода был отмечен участниками как
самый оптимальный. Дети реально ждут этих праздников, хотя никто специально не
занимает детей – все в рамках традиционного сценария, который повторяется
каждый год. Даже по прошествии нескольких лет дети с удовольствием вспоминают
об этих праздниках. Участие в традиционных празднованиях вызывают у детей
стремление вести себя правильно, чтобы вписаться в праздничную череду событий и
не отстать от окружающих. Такое проведение праздников выделено родителями как
активный стимулирующий фактор развития и воспитания детей.
Итогом круглого стола стало слово ведущего,
который еще раз более конкретно обозначил воспитательное значение проведения
праздничных семейных мероприятий. Все участники высказали позицию, что очень
полезно изучать историю праздников и обучаться практическим навыкам организации
праздников в семье. Другие участницы с ними согласились и изъявили желание прослушать лекции нашего Центра,
посвященные празднованию традиционных праздников.
Участники расходились неохотно. Поэтому
некоторые мамы решили «продолжить» свое обсуждение и обмен опытом в соседнем
кафе.
Дорогие
участники! Наши встречи не закончились, поэтому до следующих встреч!
Комментариев нет:
Отправить комментарий