Иванов день, Заваркуш, Ярилин день, Ярила
Ивана Купала или Ярилин день – один из важных праздников славянского
календаря. В этот день 24 июня / 7 июля отмечается летнее солнцестояние, а в
христианской традиции — праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи,
Крестителя Господня. В русской традиции Иоанн Креститель известен более как
Иван Купала, так как праздник в честь христианского святого Рождества был
приурочен к славянскому празднику Ярилы.
Купальский праздник издревле был
одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Значимость праздника
обусловливалась тем, что он отмечался на рубеже двух периодов солнечного
годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это
время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца
по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или «сдвигалось» на
зиму. В результате такого «сдвига» светило в последующие месяцы года постепенно
«угасало»: день становился короче, а ночь длиннее.
В христианском мировоззрении
образ «уходящего» солнца стал восприниматься как символ Иоанна Предтечи, дата
рождения которого совпадала с днем летнего солнцеворота. В восточной и западной
традициях этот святой наделялся такими эпитетами, как свет, светоч,
предшествующий солнцу, которое соотносится с образом Иисуса или Йешуа. В
Древней Руси Иоанна нередко именовали «пресветлым солнцем», ассоциируя его с
образом солнца «гаснущего». Церковь, приурочив рождение Йешуа к периоду зимнего
солнцестояния, отождествила Спасителя с образом солнца «растущего».
Подтверждение этого служители церкви видели в словах Иоанна Крестителя: «Ему
должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).
В рамках народного календаря Ивана Купала образовывал единый праздничный
цикл вместе с днями Аграфены Купальницы и апостолов Петра и Павла
(Петров день). На это время
приходится период наивысшего расцвета природы: солнце находится в зените,
растительность достигает пика цветения, начинается созревание плодов, день
считается самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян
магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько
велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие и
целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год. В то же
время календарный период, на который выпадали купальские праздники, считался
наравне со Святками наиболее «опасным»: усиливались действия «потусторонних
сил». Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь. Она же являлась апогеем праздника, так как именно
в это время проходили веселые гулянья и совершались основные обрядовые
действия. Главная роль в них отводилась самой активной части общества —
молодежи и молодым супружеским парам. Их физическое состояние сопоставимо с
состоянием природных и потусторонних сил, переживавших наивысший подъем.
Обрядовая насыщенность и характерные черты Иван Купала нашли отражение в
местных названиях праздника: Иван Цветный, Травный, Колдовник, Любовный,
Чистоплотный, Веселый, Купальник, Лопуховатый, Гулящий, Веничный, Градобой.
Натуральный характер праздника,
основанный на естественнонаучной философии и мировоззрении славян, сохранялся
на протяжении веков, а возможно и тысячелетий. Поклонение естественным законам
и их натуралистичность всегда раздражала представителей христианской церкви,
которая называла их погаными или языческими. В латинском языке натуральные
философии, предшествовавшие христианству, назывались paganis и носили
оскорбительный характер. В последствии христианская церковь принесла на Русь
понятие «погань», «поганцы», которые в оскорбительном тоне характеризовали
натуральные философии, предшествовавшие христианству, и национальные религии,
на них основанные. Позднее появилось более благозвучное слово «язычество»,
заменившее слово «погань». Однако, в испанском языке все натуральные философии,
религии, научные и мировоззренческие системы называются словом el
paganismo.
Иоанн Предтеча впоследствии именуемый Иваном Купалой (картина Иванова "Явление Христа народу") |
Итак, христианские
священнослужители вели борьбу с натуральными философиями и естественными науками
и всячески порочили праздники, в основе которых лежали астрономически значимые
даты. Ведь народ вместо того, чтобы посещать храмы, усиленно молиться и вести
себя с подобающим христианам чувством смирения, как того желала христианская
церковь, предавался своим национальным праздникам. Соблюдение национальных
традиций деятели христианской церкви называли
«пребывание народа в разгуле и бесчинствах». Вот как они описывали
празднование Ярилина дня, беззастенчиво называя это разгулом сатанизма: «в годину ту сатана красуется, яко же сущий
древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют» (Коринфский А. А.,
1995. С. 248). Об этом сообщал в XVI в. игумен Псковского Елеазаровского
монастыря Памфил: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь
град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным,
плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их
неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание
и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье
шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление»
(Калинский И. П., 1877. С. 139).
Тем не менее, не смотря на
рекламные компании и жесткое подавление национальных праздников со стороны
христианской церкви, Ивана Купала — Летний Солнцеворот или Ярилин день — сохранился до наших дней.
Надо сказать, что удар советской системы по русским национальным праздникам
оказался более сокрушительным, чем удар со стороны христианской церкви. Однако, и этот удар не смог сокрушить исконные славянские традиции.
Всех поздравляю с солнечным праздником!
Спасибо, за статью, Жанна Владимировна.
ОтветитьУдалить