среда, 28 марта 2012 г.

Традиционные взгляды на брак и свадьбу

 Перебирала свои старые заметки и нашла очередную запись о традиционных взглядах на брак, свадьбу и рождение детей. Речь идет о приметах середины XIX века. Решила поделиться этим неопубликованным материалом.


Рождение и воспитание детей всегда считалось естественным и главным назначением супружества. Бездетность же рассматривалась как несчастье, как наказание за грехи, как следствие порчи. Женатый, но бездетный мужчина в лучшем случае вызывал сочувствие, но чаще всего был объектом насмешек. Еще печальнее была судьба бездетной женщины, в отношении которой родня мужа не скупилась в злословии. Бездетность была камнем преткновения во взаимоотношениях супругов, источником конфликтов. Бесплодие женщины отражалось на ее положении в семье: невестку признавали полноправным членом семьи только после того, как она рожала ребёнка. Напротив, беременная и родившая женщина пользовалась уважением и в семье, и у односельчан, к ней относились с особой теплотой и сердечностью.


Свадебная магия, направленная на благополучное продолжение рода
По вышеуказанным причинам свадебные обряды были связаны с идеей плодородия. В процессе свадьбы, которая шла от 3 дней до 2-х недель, совершались различные магические приёмы и символические действия, призванные обеспечить продление рода и его процветание. Приведём примеры такой магии плодородия.
На свадьбу в дом жениха приглашали певчих 5-7-9-11 беременных женщин. Их собирали со всей округи. Обязательно нечётное количество. Они вставали напротив молодых и пели песни соответственно случаю, но такого содержания, что их девушкам было слушать неприлично. После этого молодых вели на брачное ложе.
В свадебной обрядности широко применяется зерно – семя, которое выражает идею богатства, благополучия, достатка, здоровья, молодости, но прежде всего служило символом плодородия, обновления и вечности жизни. Так, молодых принято было обсыпать зерном, чтобы «они плодились, как пшеница», а брачное ложе часто устраивали в овине, на снопах.
В Нижегородской губернии молодых выводят из-за свадебного стола так, чтобы избежать кругового обхождения – иначе молодая не будет родить.
Молодую посвящали в сан женщины, благословляли на материнство с помощью обряда окручивания. Во время обряда на колени молодой могли посадить мальчика. Это был магический прием, цель которого состояла в том, чтобы у молодых родился первым сын.
Для того, чтобы обеспечить молодой жене возможность легких родов, в первую брачную ночь, как только молодая заснёт, муж развязывал у неё все поясные узлы, распутывал ворот рубахи.
В Смоленской губернии для того, чтобы обеспечить себе легкие роды, невеста грызет зубами церковный замок и приговаривает: «Мне беременеть, тебе прихоти носить».
В свадебной обрядовости существовало также множество примет, связанных с определением какими будут родины. Например существовала примета: если невеста, идя к венцу, при входе в церковь обопрется на ручку церковной двери, но только незаметно для самой себя, то она будет легко рожать.

Причина трудных родов и поведение беременной
По народным представлениям, главной причиной, вызывавшей трудные роды, являлась порча, причем она могла исходить даже от близких людей, если те, хотя бы ненароком, узнавали о скором рождении ребенка. Поэтому, чтобы не накликать беду на роженицу, следовало сохранять в тайне сам факт беременности и предполагаемый срок родов – особенно от «злых людей», девиц и старых дев. Поведение женщины во время беременности определялось рядом запретов и предписаний. Эти запреты можно разделить на три группы:
1.      Запреты, необходимые для благополучия ребёнка.
2.      Для благополучия самой матери.
3.      Для благополучия окружающих – людей, животных, растений.

Народные противозачаточные средства
Были в магическом арсенале средства против беременности. Если многодетная женщина не хотела больше иметь детей, она пила настой из семени «холостой конопли» или спала под «холостым деревом», которое уже стало бесплодным.
Были известны также «зелья», вызывающие выкидыш плода. Однако общественное мнение осуждало женщин, прибегающих к «зелью». Считалось, что неродившихся детей, которых изгоняли «зельем», матери «съедали» во чреве, иногда эти дети подавали голос с «того света», говоря, – «Мама, зачем ты нас съела?».
Были и другие средства. Например в Саратовской губ., Сердобском уезде женщина,  не желающая больше иметь детей, дает знахарю свою рубашку после менструации. Знахарь моет рубаху и сливает воду с наговором в бутылку. Бутылка прячется в тёмное место, а если женщина вздумает опять родить, бутылку пускают в реку.

Отношение к уродам
Людей уродов в России эксплуатировали в свою пользу, собирая на них подаяние. Иногда использовали калек, которых делали искусственно (калечили). Такая практика существовала  у ростовцев Ярославской губернии.
Якуты считали уродов из среды животных, а также исчадьями ада, детьми дьявола и старались их уничтожить. Китайцы, татары – не убивали уродов внутриутробно, которых умели определять до рождения, но уничтожали уродов сразу после рождения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий