среда, 12 октября 2022 г.

Пестовальная гимнастика

Находясь в матке, малыш не испытывает никаких неудобств и дискомфортных ощущений, связанных с собственным телом. Согласно внутриутробному опыту ребенка, он, а значит и его тело, в точности соответствует форме матки и представляет собой шар или овоид. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.

У только что появившегося на свет ребенка ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Эти переживания отражаются в его поведении: он очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу. Каждое движение, вынуждающее ребенка выпрямлять ручки и ножки, может сопровождаться с его стороны гримасой недовольства и даже плачем, особенно, когда малыш вскидывается, — в этот момент он буквально тонет в новом неожиданно огромном пространственном объеме.

В первые месяцы после рождения важно вызвать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, так как оно пока доставляет малышу некоторые неудобсва. Если у младенца сохранится негативное впечатление о своем теле, то в дальнейшем это может привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам. Поэтому ребенку необходимо обеспечить возможность постепенного осознания реальной формы своего тела. Это осознание в свою очередь дает младенцу возможность овладеть управлением собственным телом. 

Только что появившийся на свет ребенок не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом он начинает ото рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глаза и нос. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть руки, а к трем месяцам он начнет ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок начинает понимать, что у него есть лоб, темя и спина. Осознание этого факта относится к 8 – 12 месяцам жизни ребенка. Так, постепенно ребенок знакомится с частями своего тела и учится ими управлять на протяжении первого года жизни.

Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Для полноценного развития грудничка очень важен физический контакт с матерью. Интуитивно чувствуя это, мама гладит своего малыша, целует его. Для того, чтобы наилучшим образом организовать телесное общение матери и грудного ребенка, сделать это общение более эффективным и привлекательным существует пестовальная гимнастика, в старину изобретенная русскими женщинами и сегодня являющаяся культурным наследием России. Эти нехитрые упражнения испокон веку являлись на Руси неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком. 

Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа. 

Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальчики, а играть в «Тушки-тутушки» раньше, чем малыш не начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. 

Модное сегодня ранее развитие, ставящее целью опередить темпы естественного развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы, только лишние заботы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют и дети, которых не тренируют вообще, овладевают тем или иным моторным навыком в одном и том же возрасте. Например, из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускаться вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее с третьей попытки. Поэтому не стоит раньше времени развивать какие-либо моторные навыки ребенка, нужно только поддерживать его начинания, стимулируя и приободряя его в упорных тренировках.

Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с грудным младенцем сопровождаться речью матери, короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику мама комментирует свои действия, потешая малыша, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития ребенка пестовальная гимнастика направлена на его психоэмоциональное и речевое развитие. 

Для того, чтобы освоить пестовальную гимнастику, нужно обучение. Обучить этому может инструктор по материнскому искусству или опытная мама, которая была обучена пестованию. Поскольку от пестования напрямую зависит успешность развития ребенка, с формированием его опорно-двигательного аппарата, важно научиться все упражнения делать правильно, а без обучения это сделать невозможно. Для тех мам, которых обучали, и для тех, кто читает об этом впервые, мы приведем некоторые упражнения, при выполнении которых навредить ребенку затруднительно. Малыш останется в безопасности, а мы в уверенности в том, что своей статьей никому не навредили.


Упражнения для ребенка от 14 до 40 дней

В период от 14 до 40 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время малышам тяжело думать о чем-то другом, кроме тех ощущений, которые связаны с таким важным событием, как рождение. А для матери это период нормализации лактации, который поглощает практически все ее время. Для первородящей матери это также период, когда происходит адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания, а малыш в это время очень часто и подолгу сосет. В этот период его не интересует окружающий мир: он нуждается в постоянном контакте с мамой и частом прикладывании к груди.

В это время мать должна решить следующие задачи по отношению к своему ребенку. Первая, и самая важная, — это практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Другими словами, в первые дни после родов мама должна помочь малышу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. И для этого мама поглаживает и ощупывает малыша, как бы очерчивая  контуры его тела. Особое внимание нужно уделить ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.


Упражнения для ребенка от 40 дней до 3-х месяцев

К занятиям пестовальной гимнастикой стоит приступать не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Как правило, если эти занятия начинают проводить ранее 6 недели жизни, малыши негативно их воспринимают и плачем или вскидываниями демонстрируют дискомфорт, вызванный гимнастикой. Лишь на 6-7 неделе жизни телесные занятия обычно перестают вызывать у детей негативные переживания. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, начинает стремиться к общению и способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен. Обычно хорошее настроение бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения, но может быть и в вечернее время. Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается. 

1. Потягунушки

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки. 

         Потягунушки-порастунушки! 
         Потягунушки-порастунушки! 
         А в ножки — ходунушки, 
         А в ручки — хватунюшки, 
         Поперек — толстунюшки, 
         А в ушки — слышунюшки, 
         А в глазки — глядунюшки, 
         А носику — сопунюшки, 
         А в роток — говорок, 
         А в головку — разумок! 


2. Поколачивание ножки

Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей. 

Легонько поколачиваем по пяточке с приговором:

         Куй, куй, каблучок! 
         Подай бабка башмачок. 
         Не подашь башмачка — 
         Не подкуем каблучка. 

3. Упражнения для рук

Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.

Наблюдаем за реакцией малыша, если это упражнение вызывает активное недовольство,  лучше начинать его делать с 3-х месяцев.

3.1. Сажень (разведение рук).

         И батюшке — сажень, 
         И матушке — сажень, 
         И бабушке — сажень, 

(далее перечисляют несколько родственников),

А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга! 

(или «а нашей девочке ...»). 

3.2. «Бокс».

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая перетягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

          Тяни холсты, 
          Холсты просты, 
          Тяни, тяни, потягивай, 
          Поперек, поперек, перекладывай. 

Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

         Тоню тяну, 
         Рыбу ловлю, 
         Ловись, ловись, рыбка,  
         Маленькая и большая! 

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

4. Массаж спинки

Поглаживание.

Цель: дать ощутить малышу свою спину, активизировать кровообращение. Гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плечей вниз — ладонью (повторяем 5—7 раз). При этом приговариваем:

         Идет бай по стене, 
         Несет лапти на спине, 
         Детенкам по избенкам, 
         Дарит по лаптенкам... 


Упражнения для ребенка от 3 до 8 месяцев

С трех месяцев можно добавить еще одно упражнение.

 «Вьюшки»

Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая: 

         Вьюшки, вьюшки, 
         Вьюшки вью, 
         Колотушки колочу, 
         Приколачиваю. 

Упражнение делают 2—4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.


Упражнения для ребенка с 8 до 12 месяцев

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Но помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.

1. «Ладушки»

Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» - это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

         Ладушки, ладушки, 
         Где были? 
         — У бабушки. 
         — Что ели? 
         — Кашку. 
         — Что пили? 
         Бражку.
         Бражка сладенька,
         Кашка масленька,
         Бабушка добренька.
         Попили, поели,
          Домой полетели.
         Полетели, полетели, 
         Полетели, полетели,
         На головушку сели. 

На последних словах мама кладет ручки ребенка на его голову.

2.  «Коза рогатая»

Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.

Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша):

         Идет коза рогатая
         За малыми ребятами,
         Забодает, забодает, забодает!

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

3. Покачивания

Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает:

         Поехали, поехали
         До дедушки с орехами,
         До бабушки с орехами
         Поехали, поехали  (и т.д., меняя порядок строчек).


Примечание

Статья была написана в 2005 году. Опубликована впервые.

© Copyright: Жанна Цареградская, 2022
Свидетельство о публикации №222101300081

Комментариев нет:

Отправить комментарий