Психолог-перинатолог Ж.В.ЦареградскаяСтатья опубликована в журнале «Наш малыш», август 1999 г.
0 — 6 месяцев: «Высадите меня!»
У молодых родителей обычно создается впечатление, что свои большие и маленькие нужды ребенок справляет беспорядочно и не отдавая себе отчета, реагируя только на дискомфорт от мокрых пеленок. Но стоит неспеленутому малышу в одной рубашечке побыть несколько дней на руках у мамы, кормиться грудью, как вы заметите: по большому ребенок ходит или во время еды, ненадолго отрываясь от груди, или сразу после. О намерении пописать сообщает характерным плачем-хныканьем, кряхтением, «повышенной задумчивостью». Наблюдая за новорожденными и грудными детьми, мы выяснили, что они «просятся» даже ночью: покряхтывают, хнычут, ворочаются. И если мама не слышит, малыш может разразиться плачем. Вы, наверное, и сами видели: ребенок вдруг начинает плакать, будто у него что-то заболело — например, во время кормления, — и мама никак не может его утихомирить. Попробуйте в этот момент взять его в позицию для высаживания, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится. Такое поведение новорожденного связано с вполне рациональным рефлексом самосохранения: если мочиться и испражняться на маму, она будет источать запах, привлекательный для врагов. Значит, в целях выживания свои делишки надо делать так, чтобы мама и ребенок оставались сухими и чистыми.
6 — 8 месяцев: «Хочу делать это сам»
Научившись ползать, малыш часто стремится добиться независимости и в «туалетных» делах: сопротивляется «высаживанию», старается делать свои делишки без свидетелей. Это очень важный этап: до сих пор в контроле над мочеиспусканием и дефекацией участвовала мама, а теперь ребенок сам учится контролировать свои отправления.
8 — 15 месяцев: «Что со мною происходит?»
Примерно в это же время возникают игры с накаканным и написанным, которые приводят родителей в недоумение. А ребенку просто надо понять процессы, происходящие с его телом, надо разобраться, что это такое появляется, откуда и почему. Мы наблюдали, как дети щупают, рассматривают свои «произведения». Мы стараемся поруководить этим процессом, чтобы знакомство произошло без размазывания своих произведений по стенам, полу и предметам мебели. Приучаем делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но не ругаем его. Чувствуя поддержку (какой молодец, как хорошо все сделал, давай вытрем тряпочкой), дети быстрее проходят этот этап — за 2-3 месяца.
15 — 18 месяцев: «Я хочу в туалет!»
Разобравшись с особенностями своего тела и установив связь между позывами и следующими за ними отправлениями, малыш начинает привлекать внимание окружающих к своим нуждам — «проситься». Он может взять маму за руку и отвести в то место, где она его высаживает, может заявить о своем желании определенными звуками.
С 18 месяцев: «А как это делают все?»
По нашим наблюдениям, ребенок начинает реагировать на горшок как на отхожее место тогда, когда между ним и мамой появляется некоторая дистанция, и он начинает воспринимать отношения между другими людьми и включать себя в эти отношения. Это происходит примерно с 1,5 до 2 лет. До этого времени мы не пытаемся «усадить» малыша на горшок. Сначала мы вводим горшок в интерьер. Хорошо, чтобы на нем посидел кто-то из старших детей, показал, как это делается. Мы окружаем горшок игрушками. Поначалу ребенок делает свои дела рядом с горшком, играя игрушками. Через некоторое время мы помогаем ему переместиться на горшок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий