суббота, 7 апреля 2012 г.

Роды в народной традиции. Место родов


В русских деревнях был распространен обычай родить, особенно первого ребенка, в доме матери, которая всегда сумеет найти местечко для родов дочери, удалить лишних из избы и все устроить как нельзя лучше. В случае отдаленности родительского дома беременная перебиралась туда заблаговременно за 2-3 недели до родов и жила у матери, пока не разрешалась от бремени. Теснота крестьянских помещений всегда заставляла роженицу из большой семьи спешить к одинокой старухе, вдове или повитухе и рожать у них. Но чаще всего, конечно, роды происходили в своем доме. Если нет отдельного помещения (хаты), то они происходили в общем помещении: на печи, на полу, за занавеской и т.п.
Сохранились свидетельства о том, что роды в более отдаленные времена (задолго до XIX века) чаще всего совершались в нежилых или специально для этого поставленных помещениях. Так у русских и белорусов нередко для родов избиралась баня или хлев, у представителей славянских племен, живущих в Сибири, родов могли произойти не только в бане или хлеву, но еще и в голбце, дворе, амбаре. Интересно упомянуть в этой связи о жителях острова Сахалин и полуострова Аляска, где для родов ставили специально «шалаш» (хижину, чум, вигвам), в котором женщина не только рожала ребенка, но и жила с ним так, не моясь, до 30-40 дней.
Иногда русскую женщину-крестьянку роды заставали совершенно врасплох и она рожала буквально, где Господь приведет, начиная от церковной сторожки и кончая проезжей дорогой. Частенько роды заставали женщину и в поле на жатве, и на покосе, и за другой работой.

Роды в специально построенном помещении

Такое отселение роженицы от семьи связано с представлениями о связи беременной женщины, а затем роженицы и новорожденного с потусторонним миром предков. Роды рассматривались как экстремальная, ключевая ситуация в жизни человека, когда человеческая душа умирала в тонком мире и рождалась в мире материальном. Процесс перехода из мира предков в мир живущих в физическом мире явленных людей считался величайшим таинством. Существа, находящиеся в стадии перехода из одного состояния в другое, всегда являлись мощным проводником энергий потустороннего мира с одной стороны, и очень уязвимыми для всякого рода воздействий с другой. Такое удаление от мирских забот и даже изоляция от посторонних людей совершалась по двум причинам:
·          для облегчения перехода ребенка из мира предков в мир живых этот переход  имитировали: как душа уходит от предков к живущим, так и мать с ребенком уходит от живущих к предкам;
·          обезопасить мать и дитя от всякого рода вредоносных воздействий и магических акций, направленных против них, сохранив тем самым их жизнь и здоровье.
Итак, мать и дитя в момент родов входят в мир предков и поэтому сами становятся существами сверхъестественными (инфирнальными), а значит несут на себе энергии жизни и смерти и могут влиять на окружающих, принося им вред или пользу, точно также и на них могут влиять мысли, чувства и магические действия людей, нанося вред или пользу. Поэтому, чтобы охранить живущих от влияний потустороннего мира, а роженицу и новорожденного уберечь от нежелательных воздействий со стороны живых, их переводили для акта родов в специально устроенное для этого помещение.
В прошлом, видимо, это было очень распространено, но в силу социально-экономических и других причин стало вытесняться и заменяться другими, более удобными для быта обычаями. Так специальное помещение заменяется просто нежилым помещением: баней, хлевом, амбаром и т.д. Если учесть, что такая замена происходила на общем фоне забывания исконных причин такой формы организации места для родов и постепенной потере тех основ миросозерцания, которые ее породили. В чистом виде эта форма организации места для родов сохранилась у немногих народов до XIX – XX века. Это народы острова Сахалин, индейцы Аляски и некоторые другие этнические группы. Не последнюю роль в сохранении или забвении этого обычая сыграла строительная технология. Как известно, шалаш из веток или чум из шкур куда проще построить, чем бревенчатый дом или хижину из глины.
Интересным доказательством такого изначального взгляда на внутреннюю суть родов является обычай, сохранившийся у карел. В случае трудных родов наиболее эффективным родовспомогающим средством является опущение роженицы в погреб (подпол), иначе говоря, в могилу к праотцам, после чего она непременно разродится. Информаторы и повитухи этих местностей настаивают на том, что это действительно помогает в преобладающем большинстве случаев.

3 комментария:

  1. Мне, как женщине родившей 4-х детей, после рождения второго ребенка назначение роддома приобрело другой смысл. Кроме неприятностей и хамства я оттуда нричего не вынесла. Ну еще с первыми родами, понятно, страшно. А уже со вторыми назначение этого заведения, кроме как для того, чтобы тебя изначиловать и унизить по полной программе, другого сымсла не имело. Поэтому третьего и четвертого малыша я рожала дома.

    ОтветитьУдалить
  2. Александра21 июня 2012 г., 5:51

    У меня первая беременность, есть желание рожать дома, но сталкиваюсь с тем, что мама против и начинает мне рассказывать о том как одна из знакомых чуть не умерла в преждевременных родах в роддоме и как ее чудом спасли, и подобные ужасы, плюс женская консультация взрывается и начинают давить. Я от этого уже устаю. Как вариант с мужем рассматриваем роды по контракту в роддоме. Очень хочу избежать различных стимуляций и анастезий

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее всего ваша мама рожала в роддоме и бессознательно хочет, чтобы вы повторили ее путь, пусть даже и опасный и неправильный, так ей велит ее слепой инстинкт. Я уверена, что она никогда не погружалась в эту тему, не собирала достоверную статистику статистику и не проводила анализ этой статистики, чтобы можно было сделать обоснованные выводы. Она, как обычный обыватель, находится в плену заблуждений и лживой рекламы и не собирается осмысливать информацию, которую ей втюхивают СМИ и ее знакомые. Когда вы идете в роддом, вы должны понимать, что вы идете к своим личным врагам, которым мягко говоря наплевать на ваше здоровье и там вы ничего избежать не сможете, какие бы супер контракты вы не заключали. Все у вас будет: и анестезия, и стимуляция, и еще что-нибудь чудно-дивное и вы как обычная жертва после роддома будете чувствовать, что над вами надругались и практически изнасиловали, даже если по контракту вам будут улыбаться. В норме в родах погибает 4% детей и 0,1% женщин - это популяционная статистика и она непреодолима во всех странах и на всех континентах. В роддомах никого не спасают, а создают видимость, что кого-то спасли. В подавляющем большинстве случаев они спасают того, кого сами же чуть не загубили, а потом всем рассказывают о своих подвигах от медицины. Роды - это естественный процесс и женщина, как говорят сами акушеры, в итоге "обязательно родит, если ее не трогать". Поэтому я рекомендую вам прочитать мою книгу "Ребенок от зачатия до года" и сходить на какие-нибудь не медицинские курсы дородовой подготовки, чтобы получить более менее достоверную информацию по этой теме. Если вы в Москве, то можете обратиться в наш центр за консультацией. И желаю вам избежать участи очередной жертвы нашего варварского акушерства.

      Удалить