среда, 22 апреля 2015 г.

Методики раннего развития в необычном ракурсе или производство манкуртов

Часть I. Введение

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос лучше, чем они, и ради этой цели они готовы на многое. Если использовать природное стремление родителей дать детям лучшее, то их можно заставить пойти на многое. И так, незаметно, под видом успешного развития  для ребенка разные люди втягивают родителей во всякие сомнительные предприятия, которые в действительности приводят к страшным результатам. Я хочу обратить взгляд родителей на совершенно иную сторону так называемого «раннего развития». Я хочу обратить их внимание на то, что методики раннего развития нарушают нормальное развитие детей и служат для «изготовления» манкуртов.

Слово «манкурт»  – это новое нарицательное слово, которое было привнесено в русский язык благодаря роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». Означает оно взятого в плен человека, превращенного в бездушное рабское создание, полностью подчиненное своему хозяину и ничего не помнящее из своей предыдущей жизни. Оно используется в публицистике в переносном смысле, обозначая людей, потерявших связь со своими корнями, забывших о своем родстве и безропотно подчиняющихся манипуляциям со стороны «хозяина». (Подробно, как делают из человека манкурта, вы можете прочесть в романе Чингиз Айтматова или в книге А.А. Опарина «Манкурты XXI века» в главе «Монгольский пролог», но я не рекомендую читать эти материалы чувствительным мамочкам – это слишком чудовищно!) 

Наверное, когда родители стремятся развивать своего ребенка, они не понимают, что грань между развитием гениальности и полным выхолащиванием эмоциональной и духовной сферы ребенка чрезвычайно тонка, и они невольно могут послужить орудием для полного убийства внутренней духовной сути своего родного чада. Нам предстоит обнаружить историческую связь между манкуртами, в лице продуктов индустрии по производству уродцев и шутов, и современными методиками раннего развития. А эта связь, как это не удивительно, существует!

Чтобы обнаружить эту связь, сначала нам надо обратить внимание на реакцию взрослых, когда они забавляются «взрослым» видом ребенка. Все методики раннего развития делают из детей маленьких шутов, маленьких уродцев для забавы взрослых. Когда ребенок совершает действия, не свойственные его возрасту, это вызывает смех, поскольку воспринимается взрослыми как забава, и они делают из своего ребенка «придворного» шута. Это шутовство прикрывается словами «раннее развитие» и уже смотрится не как издевательство, а как благое дело. Но шутовство остается шутовством –  ребенок превращается в маленького уродца, который, как придворный шут, развлекает взрослых, а не растет и развивается как полноценный человек, чтобы прийти на смену своим родителям и стать достойным членом общества.

Такое шутовство не современное изобретение! Корни этого явления лежат глубоко в истории, уходят в глубь веков. Это явление досталось нам в наследство. Оно дожило до наших дней, меняя свои обличья и свои названия, но сохраняя неизменной свою суть. Все, кто читал роман Виктора Гюго «Человек, который смеется», должен помнить описание компрачикосов или скупщиков детей. «Компрачикосы назывались также „чейлас“ — индусское слово, означающее „охотники за детьми“». Компрачикосы покупали детей и преднамеренно уродовали их, делали из них уродцев и шутов для развлечений. Приведем описание компрочикосов, приведенное А. А. Опариным в книге «Манкурты XXI века».

«Компрачикосы были скорее сообществом, чем племенем, но скорее сбродом, чем сообществом. Это была голь, собравшаяся со всего света и превратившая преступление в ремесло. Это было лоскутное племя, скроенное из пестрых отрепьев. Каждый новый человек был здесь как бы еще одним лоскутом, пришитым к нищенским лохмотьям».  «Компрачикосы вели торговлю детьми. Они покупали и продавали детей. Но не похищали их. Кража детей — это уже другой промысел. Что же они делали с этими детьми? Они делали из них уродов. Для чего же? Для забавы…… Улице нужен паяц; дворцам нужен гаер. Ребенок, предназначенный служить игрушкой для взрослых, — такое явление не раз имело место в истории. (Оно имеет место и в наши дни). В простодушно-жестокие эпохи оно вызывало к жизни особый промысел. …. Чтобы сделать из человека хорошую игрушку, надо приняться за дело заблаговременно. Превратить ребенка в карлика можно, только пока он еще мал. Дети служили забавой. Но нормальный ребенок не очень забавен. Горбун куда потешнее. Отсюда возникает настоящее искусство. Существовали подлинные мастера этого дела. Из нормального человека делали уродца. Человеческое лицо превращали в харю. Останавливали рост. Перекраивали ребенка наново. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука. Представьте себе ортопедию наизнанку. Нормальный человеческий взор заменялся косоглазием. Гармония черт вытеснялась уродством. Там, где Бог достиг совершенства, восстанавливался черновой набросок творения. И в глазах знатоков именно этот набросок и был совершенством».

Это мерзкое ремесло существовало не только в Европе. Оно существовало в разных частях света. Оно было также и в Китае.
«В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, только в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму. Это очень удобно: можно заказать себе карлика какой угодно формы».

Что отличало уродцев и шутов от нормальных людей? Проводя с детьми зверские операции, их полностью лишали памяти. Они не помнили своего родства, они вообще ничего не помнили о себе. Они были удобными объектами для манипуляции, они и сами не хотели помнить о себе и о том, что с ними сделали, потому что произошедшее было слишком чудовищно, чтобы сознание могло это выдержать.

«Компрачикосы не только лишали ребенка его настоящего лица, они лишали его и памяти. По крайней мере в той степени, в какой это было им доступно. Ребенок не знал о причиненном ему увечье. Чудовищная хирургия оставляла след на его лице, но не в сознании. В лучшем случае он мог припомнить, что однажды его схватили какие-то люди, затем — что он заснул и что потом его лечили. От какой болезни — он не знал. Он не помнил ни прижигания серой, ни надрезов железом. На время операции компрачикосы усыпляли свою жертву при помощи какого-то одурманивающего порошка, слывшего волшебным средством, устраняющим всякую боль».

Какая же существует связь между методиками жуткого перекраивания детей и современными методиками раннего развития. Чтобы понять и осознать эту связь, давайте посмотрим на методики раннего развития с другого необычного ракурса.


Современные методики перекраивания детей

Всем хорошо известно, что в раннем детстве идет быстрый рост и развитие ребенка. Это развитие происходит не хаотично. Наследственные программы регулируют этот процесс, поочередно включая механизмы роста и развития тех или иных органов и тканей, включая врожденные программы поведения, которые необходимы для обеспечения полноценного роста, отлаживания физиологических функций органов и систем и общего развития ребенка. Ресурсы детского организма строго рассчитаны и ориентированы на нормальное развитие. Если вдруг какая-то система напрягается сильнее предусмотренного, она оттягивает на себя дополнительные ресурсы организма и этого ресурса может не хватить для развития какой-то другой системы. Это просто законы развития человека и в этом нет ничего сложного или скрытого.

Приведем слова Анны Владимировны Семенович, нейропсихолога, кандидата психологических наук, профессора кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ (статья «Отстаньте от детей!»), которая говорит о развитии нервной системы ребенка.

«Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг будет ее выполнять, но за счет каких-то других структур психики.
Два – три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным».

Итак, если смотреть на развитие ребенка с точки зрения нормы, то здесь исключены «творческие» вмешательства. Все должно происходить согласно строгим законам развития. От родителей, преподавателей, воспитателей, представителей материнских профессий и т.д. требуется только хорошая ориентация в поведении ребенка, в процессах развития его организма и обеспечение условий для его нормального роста и развития. Все вторжения в процесс развития ребенка, которые вызывают несвоевременное напряжение любой его системы, следует считать некорректными, а если это вторжение затянулось или оказалось слишком сильным, то оно становится не просто некорректным, а уже травматичным.
 
Что же происходит с ребенком при манипуляциях, именуемых «ранее развитие»? Нужно сразу отметить, что методики раннего развития предписывают ежедневное вмешательство в нормальное развитие ребенка и  активизируют познавательные и другие процессы в его организме. Такая нагрузка приводит к растрате энергии в зоне напряжения, а это значит, что для развития другой зоны энергетического ресурса просто не хватает. Это приводит к стрессовой ситуации для организма в целом. Если ситуация неадекватной напряженности затягивается, растущий организм не получает возможности для восстановления ущемленной зоны и создаются условия депривации или лишения. В результате ребенок попадает сначала в стрессовую ситуацию, когда еще можно поправить дело, а потом в ситуацию дистресса, когда она уже запущена безнадежно. Что это значит? Это значит, что уровни гормонов стресса повысились настолько, что они начинают действовать на организм разрушительно. Гормоны стресса способны действовать на стремительно растущий организм ребенка как нож хирурга. Ребенок подвергается невидимой глазу операции, в результате которой происходит органическое и психическое перекраивание ребенка. Это такая же хирургическая операция, как и та, что совершали компрачикосы при производстве уродов, но без применения хирургических инструментов. Вместо металлического скальпеля ткани малыша уродуют тонкие лезвия гормонов стресса! Происходит перекраивание тканей и психики ребенка. Глазу не видно, что произошло с его мозгом и тканями, но это уже произошло и обратной дороги нет.

Дети, которые подвергались воздействию методик раннего развития, могут не помнить свое детство до 5, 8, а то и до 14 лет. Это защитная реакция психики. Чтобы выжить и как-то сохраниться, надо стереть память о противоестественных манипуляциях, которые во многих случаях можно приравнять к пытке. Забывая о своем прошлом, шут и уродец превращается в манкурта. Он не просто не помнит себя, он не может пользоваться предыдущим опытом. Не имея собственного опыта, он становится сильно зависимым от установок, которые декларируются в обществе, он теряет нравственность и ему все равно какие поступки совершать – человек без нравственности теряет человеческое лицо!

Итак, если нагрузки соответствуют возрасту малыша и адекватны по силе и направленности воздействия, тогда мы получим здорового ребенка и впоследствии полноценного взрослого, который сохранит в себе силы и жажду к познанию. Если нагрузки несвоевременные и неадекватны, мы получим уродца, но не откровенного, а скрытого, потому что перекраивание произойдет внутри его организма и будет скрыто для внешнего взора. В этом смысле неадекватные нагрузки также пагубны, как и полное их отсутствие! Как обычно нужно просто добиваться соответствия нагрузок извне возрастным запросам ребенка. Не надо активизировать те процессы в его организме, которые в данный момент не актуальны для его развития, но и не надо тормозить процессы, развитие которых в данный момент необходимо. Развитие должно происходить в строгом соответствии с законом и никак иначе!

В контексте данной статьи нет задачи описывать закономерности роста и развития маленького ребенка. Я описывала эти закономерности в своих монографиях «Ребенок от зачатия до года», «Новорожденный. Уход и воспитание», «Материнское искусство», «Основы естественного воспитания ребенка от года до трех лет», а также в статьях, опубликованных на сайте Центра «Рожана» (http://www.rojana.ru/). Кроме это есть и другая достойная литература. Те, кто заинтересованы познакомиться с этой темой подробнее, могут обратиться к перечисленным книгам! В этой статье перед нами стоит задача понять, что в действительности представляют собой методики раннего развития и к каким результатам приводят на деле. 

Конец I части. Продолжение следует....

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий