суббота, 4 апреля 2015 г.

Круглый стол "Семейные праздники и их значение для воспитания детей"

3 апреля 2015 года успешно прошел круглый стол Центра «Рожана» под названием «Семейные праздники и их значение для воспитания детей». Обсуждение проходило в режиме обмена опытом. Ведущий круглого стола по просьбе участников в конце обсуждения подвел итог и расширил представление о воспитательном значении семейных праздников.

Участники круглого стола в самом начале встречи конкретизировали список мероприятий, которые могут относиться к семейным праздникам, а именно это: дни рождения, семейные годовщины, светско-религиозные календарные праздники, такие как Новый Год, Рождество, 8 марта, Светлое Воскресенье и т.д., т.е все праздники, которые так или иначе празднуют в кругу семьи.

Затем произошел обмен опытом по организации и проведению празднований в кругу семьи. Среди участников выделились представители 3 стилей проведения семейных праздников:
1.          Семьи, которые используют календарные даты и официальные выходные, чтобы собраться и выпить или весело провести время;
2.          Личная творческая инициатива при поведении дней рождения и еще 2-3 праздников, которые считаются значимыми для семьи;
3.          Осмысленная организация семейных праздников, которая практикуется воспитанницами нашего Центра.

Центральным событием празднования у семей 1 категории является застолье и выпивка. Такие мероприятия никакой смысловой нагрузки не несут, а проводятся для того, чтобы эмоционально расслабиться и отдохнуть. Дети в них, как правило, участия не принимают, а если и принимают, то формально. Родители не заботятся об участии ребенка в таком мероприятии,  и, в лучшем случае, отдают его бабушке. Если дети участвуют в подобном мероприятии, то их основным воспоминанием являются пьяные разговоры, пьяные родители и эффектные устрашающие скандалы. На фоне скандалов меркнут даже прогулки и праздничные фейерверки. Получается, что застолья в целом не отличаются друг от друга, равно как и фейерверки с прогулками.

Центральным событием празднования 2 категории является творческий сценарий, который продумывается с точки зрения участия всех гостей и детей. Застолье не является центральным событием. Центральное событие – это конкурсы, соревнования, игры, концерты, розыгрыши и другие веселые события. Застолье занимает место приятного дополнения и возможности отдохнуть после творческой активности. Дети в этом случае ждут от праздника развлечений и новшеств, что в итоге становится очень утомительным для родителей, как организаторов. В этом варианте организации праздников родители каждый раз ломают голову над изобретением нового сценария, поэтому все празднования сильно отличаются друг от друга. У детей не возникает связи между действом и самим праздником, смысл праздника сводится к увеселительному мероприятию, а календарная дата рассматривается как дополнительный свободный день, когда можно собрать участников действа.

Центральным событием празднования 3 категории является некое астрономическое или историческое событие, которое формирует смысловую сторону праздничного действа. Именно этому событию соответствуют блюда, приготовленные к празднику, используемые атрибуты праздника, одежда и порядок проведения празднования. В этом варианте каждый праздник имеет свое лицо, свою отличительную особенность, запоминается ребенком как конкретное календарное событие, повторения которого надо ждать год. Но поскольку празднования происходят каждые 2-3 месяца, то ребенок легко справляется с «ожиданием чуда».

С точки зрения воспитания детей и их отношения к праздничным мероприятиям, третий вариант подхода был отмечен участниками как самый оптимальный. Дети реально ждут этих праздников, хотя никто специально не занимает детей – все в рамках традиционного сценария, который повторяется каждый год. Даже по прошествии нескольких лет дети с удовольствием вспоминают об этих праздниках. Участие в традиционных празднованиях вызывают у детей стремление вести себя правильно, чтобы вписаться в праздничную череду событий и не отстать от окружающих. Такое проведение праздников выделено родителями как активный стимулирующий фактор развития и воспитания детей.

Итогом круглого стола стало слово ведущего, который еще раз более конкретно обозначил воспитательное значение проведения праздничных семейных мероприятий. Все участники высказали позицию, что очень полезно изучать историю праздников и обучаться практическим навыкам организации праздников в семье. Другие участницы с ними согласились и изъявили желание прослушать лекции нашего Центра, посвященные празднованию традиционных праздников.

Участники расходились неохотно. Поэтому некоторые мамы решили «продолжить» свое обсуждение и обмен опытом в соседнем кафе.

Дорогие участники! Наши встречи не закончились, поэтому до следующих встреч!


Комментариев нет:

Отправить комментарий