суббота, 27 августа 2016 г.

Я еще не родился, но уже многое знаю!


Как обычно, разбирая свои архивы, я наткнулась на свою древнюю статью 1998 года, которая была опубликована в журнале «Кроха и Я». Она начинается эпиграфом:

Что ощущает будущий ребенок, находясь в лоне матери? Оказывается, гораздо больше, чем мы привыкли думать!

Эмоции и гормоны - дружная парочка

Многие женщины относятся к своему бу­дущему ребенку, как к этакому милому, но требовательному «иждивенцу», на кото­рого организм должен работать, работать и работать все долгие 40 недель. Но это не со­всем верно, потому что буквально с первых дней, едва зародившись, крохотное живое существо начинает активно «помогать» ма­ме. В первые десять недель беременности налаживается активный биологический об­мен, мать становится поставщиком гормонов для развития плода, а от эмбриона получает особый гормон, который стимулирует пере­стройку ее организма, способствует сохране­нию и нормальному развитию беремен­ности.

После 10-й недели начинает рабо­тать плацента - орган эндокрин­ной системы. Теперь с каждым месяцем обмен гормонами будет активизироваться, расти. Потом в работу включатся органы внут­ренней секреции будущего малы­ша, и единая гормональная система «мать-ребенок»   сформируется окончательно. Именно через гор­моны малыш посылает маме свои «химические сообщения», оповещая ее организм о том, что ему нужно для роста, развития.

Эндокринные процессы очень тесно связаны с психическими. Ученые утверждают: почти каждая наша эмоция имеет свой гормон - радости, удивления, страха и т. п. Через плаценту гормоны матери легко проникают к плоду, поэтому будущий ребе­нок испытывает те же эмоции, что и бере­менная женщина. Но есть и обратная зависи­мость: «настроения" плода передаются ма­тери, именно этим ученые объясняют повы­шенную чувствительность, сентименталь­ность беременных женщин, возникающие у них странные желания, причуды, фантазии.

Быстрее, чем в <<Интернете>>

Новейшие исследования доказывают: во время беременности между матерью и плодом существует особая ин­формационная связь, осу­ществляемая   через биологические поля, которыми обладает любой живой орга­низм. Эти поля представляют со­бой волны раз­личной частоты и длины. Акустиче­ское (звуковое) по­ле создает ежесекунд­ная вибрация мышечных волокон. Носителем же электромагнитного поля является центральная нер­вная система, в частности, головной мозг. Мать и дитя обладают собственными полями. Эти поля взаимопроницаемы, за счет чего и идет активный обмен информацией, причем передается она гораздо быстрее, чем в суперсовременной системе связи «Интернет».

Он запоминает все и надолго

Учёные находят сейчас все больше подтверждений тому, что даже 10-недельный эмбрион обладает вы­соким порогом чувствительности. У него еще нет кожи, нервные окончания оголены, и поэтому способность ощущать внешние воздействия очень высока.

С третьего месяца беременно­сти у будущего ребенка начина­ют функционировать анализа­торы (биологические системы воспринимающие и анализирующие действие раздражителей). Картина чувствительности эмбриона становится намного сложнее. Если беременность протекает нормально, малыш, обживая мамино лоно, чувствует се­бя комфортно и безмятежно. Он ощущает от­сутствие границ и препятствий, и такие ощу­щения могут сопровождаться у него вполне конкретными видениями явлений реального мира, в котором он еще ни разу не был. На­пример, он может видеть радугу после дож­дя, цветущий весенний сад или картины кос­моса (космическое сознание), или подвод­ный мир (океаническое сознание). Эти обра­зы возникают у него под влиянием информа­ции, приходящей из мозга матери. Не родившийся еще ребенок обладает и своеобразной памятью. Дело в том, что эмб­риональные клетки, в отличие от клеток взрослого человека, способны фиксировать и сохранять на длительное время информа­цию обо всех происходящих с мамой и малы­шом событиях, причем объем этой памяти просто фантастический! Эмбриональные клетки запоминают, например, травмы, ощу­щения испуга, стресса, очаги заболеваний и т. п. К счастью, долго помнят они и все хорошее - пережитые радости и удовольствия.

Когда малыш начинает слышать?

По данным французских исследователей, первые слуховые ощущения плода - ви­брационные: он чувствует вокруг себя пуль­сирующий мир. Орган слуха (внутреннее ухо) формируется до 16 недель, а примерно с 20-й недели малыш начинает различать звуки: сначала внутренние шумы, биение сердца мамы, шум в легких, перистальтику кишечни­ка и т. п. С 6-го месяца плод уже хорошо дифференцирует звуки. Более того, для него небезразлично, спокойно или взволнованно бьется сердце мамы, грустный или радостный у нее голос, тяжело или легко она дышит. Если мать, например, волнуется, сбивается ритм ее дыхания, будущий ребенок замирает, словно предчувствуя опасность. А если мама расстроена, плод получает от нее гормоны, вызванные отрицательными эмоциями. Тогда малыш ощущает настоящую опасность, и это ухудшает его самочувствие. С седьмого месяца будущий ребенок различает уже не только шумы в организме мамы, но и внешние звуки. Он активно реагирует на эмоции мамы, делит голоса общающихся с нею людей на дружеские и враждебные: повышенные тона разговора вызывают у него беспокойство.

Семимесячный плод, между прочим, еще и меломан. Ученые считают, что на многих ма­лышей музыка Бетховена и Брамса действу­ет возбуждающе, Вивальди успокаивает, а Шопен настраивает на романтический лад. Известный эмбриолог, профессор А. Брусиловский, утверждает, что некоторые мла­денцы в этом «возрасте» даже выбирают любимые мелодии, слыша которые, начина­ют активно двигаться, повторяя определен­ный ритм движений. Большинство же малы­шей предпочитают классическую музыку, арии из опер, старинные романсы и народ­ные песни.

Глаз младенца не дремлет!

Что видит ребенок, находясь в лоне матери? В привычном нам понимании - ничего: находясь внутри матки, окруженный околоплодными водами, он чувствует себя, словно человек, попавший в темную комнату. При направленном освещении живота мамы яркой лампой он видит слабый оранжевый или красноватый свет. И очень нервно реагирует на такие «непрошеные вторжения» в свой мир, быстро переворачивается, как бы пытаясь спрятаться. Последние исследования ученых выявили очень интересные факты. Оказывается, при­мерно с 50-го дня беременности, когда у эмб­риона возникают мозговые импульсы и пер­вый этап формирования органов зрения за­кончен (окончательно глаза формируются к 5 месяцам внутриутробного развития), ребе­нок способен воспринимать зрительные кар­тины, которые видит его мама, а также свя­занные с ними эмоциональные переживания. Видный американский психолог С. Гроф и его коллеги проводили специальные сеансы, в ходе которых память пациентов «возвраща­лась» в период их вну­триутробного развития. Участники этих сеансов не только описывали картины, которые их ма­тери видели в период бе­ременности, но и вспоми­нали, какие сильные эмоциональные всплески вызывали те или иные из них. Такой феномен объясним с науч­ной точки зрения - все дело в удивительных свойствах сет­чатки глаза. Она способна не только воспринимать внеш­ние сигналы и передавать их в мозг, но и воспроизво­дить образы, возникающие в сознании. С таким феноме­ном, пожалуй, знаком каждый: ведь все мы время от времени видим яркие и красивые цветные сны.

Что у нас сегодня на обед?

Будущий ребенок совсем не безразличен к пище, которую ест его мама. Начиная с 7-го месяца внутриутробного развития, он различает вкус и некоторые запахи. Президент французской национальной ака­демии перинатального воспитания А. Бертин считает, что в это время малыш может даже продемонстрировать свои предпочтения.

Как известно, будущий ребенок ежедневно поглощает определенное количество около­плодной жидкости. Так вот, если в нее ввести, например, раствор сахара, плод с удовольствием «проглатывает» двойную порцию, если же ввести горький раствор, он «пьет» ее очень мало. Ученым удалось даже получить уникальный снимок плода с гримасой недовольства, вызванной неприятными вкусовыми ощущениями. В околоплодную жидкость попадают самые разные вещества из всего того, что ест и пьет беременная женщина. Таким образом, ребенок знакомится с взрослой пищей задолго до своего рождения. По мнению ученых, это оказывает влияние на будущие гастрономические пристрастия человека: став взрослым, он отдает предпочтение тем блюдам, вкус которых «отведал» еще находясь в чреве матери. Поэтому для нормального разви­тия плода очень важно, чтобы беременная женщина питалась полноценно и разнообразно.

Не задавайте мне уроков!

Некоторые родители считают: способности ребенка будут гораздо выше, если развивать их еще до рождения. Будущие мамы занимаются для этого психотренингом, приставляют к животу наушники, чтобы ребенок мог прослушать специальные тексты, музыку и т. д. Однако не родившийся еще ребенок не приемлет специально навязы­ваемого ему обучения. Он очень пережива­ет, если мама пытается общаться с ним так, будто он уже родился. Он вообще «скромный», предпочитает, чтобы сам факт его существования будущие родители как бы не замечали.

Дело в том, что находясь в чреве матери, ре­бенок не отделяет себя от нее. Все знаки внимания к себе он вообще воспринимает только тогда, когда они направлены на его маму.

Так что, если вы хотите со временем развить в своем ребенке высокий интеллект и боль­шие способности, постарайтесь во время бе­ременности побольше заниматься творчест­вом. Нужно только, чтобы это вас не утомля­ло, а приносило истинное удовольствие. Прекрасно, если вы любите музицировать, рисовать или рукодельничать, а может, даже пишете стихи. Хотите, чтобы малыш впиты­вал больше впечатлений, что потом поможет развить в нем любознательность, интерес, ходите на концерты, в картинные галереи, в конце концов, просто почаще гуляйте, любуясь памятниками архитектуры или на­слаждаясь очарова­нием природы. Чем чаще беременная женщина   видит действительно пре­красное, тем прият­нее это будущему ребенку. Хороших результатов; внутриутробного воспита­ния можно достичь толь­ко тогда, когда сама мать максимально раскрывается как личность.


6 комментариев:

  1. После прочтения статьи невольно вспомнились кульиурно-исторические фольклорные традиции в русских семьях.
    Наши мудрые предки прекрасно знали о том, что ребенок, находящийся в утробе матери, чувствует все ваши слова и мысли, он все ощущает и понимает. Поэтому у них существовало множество правил и рекомендаций для беременных женщин.

    • Им запрещалось пить, курить, ругаться, присутствовать на похоронах, смотреть на калек и больных (поэтому, подавая милостыню, беременные отворачивались или закрывали лицо платком) и вообще быть участницами или свидетельницами неприятных зрелищ. Для будущей мамы также нежелательно было бывать на больших торжествах, свадьбах, днях рождениях, где собирается много разных по энергетике людей. Во время беременности энергетическое поле женщины слабеет, так как в этот период ее задача защищать не только себя, но и свое будущее дитя.

    • Женщинам следовало участвовать в веселых празднованиях и с особой чуткостью относиться к ближним. Считалось, что так в вынашиваемом ребенке формируется не только добрый нрав и веселый характер, но и осуществляется корректировка кармы – совершая богоугодные дела и получая благословение, мать отдавала этот запас добрых дел своему ребенку, что должно было оберегать младенца от болезней и несчастий до момента крещения.

    • Сама женщина, ждущая ребенка, считалась любимицей Богов, способной приносить счастье. Ее охотно приглашали в сады угоститься яблоками: если беременная отведает плода с молодой яблони, впервые принесшей урожай, эта яблоня весь свой век будет обильно плодоносить.

    • С богатыми подарками приходили к беременной бездетные женщины и молодухи первого года замужества, надеясь почерпнуть от нее силы плодородия.

    • Существовали и строгие правила поведения по отношению к беременной. Невыполнение хотя бы одного из них могло навлечь на голову провинившегося не только гнев предков, но и всеобщее осуждение. Надо сказать, что современная наука доказала справедливость этих правил.

    • Нельзя было отказывать ей в просьбе что бы то ни было купить; оскорблять и ругать ее за глаза; устраивать в ее присутствии ссоры, выяснять отношения и тем более драться; обойти ее подарком на праздник; таить на нее обиду.

    • На Руси существовал обычай «прощеных дней». За пару месяцев до родов все родственники приходили просить прощения у беременной, а она, в свою очередь, просила прощения у них. Такие обряды, когда друг другу прощались все обиды, могли повторяться каждую неделю, так как считалось, что не снятая с души обида может «связать» роды и привести к несчастью.

    • А также нельзя было заставлять беременную поднимать тяжести, бегать, прыгать, совершать резкие движения, толкать ее. В то же время нельзя полностью ограничивать двигательную активность беременной. Ей необходимы физические нагрузки – такие как ходьба, наклоны, повороты.

    • Необходимо было кормить ее всем самым лучшим, удовлетворять все ее желания в еде; оберегать ее от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась и чтобы ей не попалось на глаза что-нибудь некрасивое; окружать ее атмосферой доброжелательности и чуткости, относиться к ней с лаской, так как ее отсутствие портит характер младенца; прощать все ее странности и потакать всем ее фантазиям, ведь в ней говорит «душа дитяти»; оберегать беременную от тяжелых работ. Чтобы избежать преждевременных родов, ограждать от ситуаций, в которых есть риск падения или ушиба.
    Получается, что современная наука, только подтверждает исследрваеиями, то что знали наши предки и что передавалось из поколения в поколение.

    ОтветитьУдалить
  2. В последнее время всё чаще убеждаюсь в том, что современные "специалисты" и "учёные" часто бросаются из крайности в крайность: то, они утверждают, что плод совсем ничего не чувствует, то наоборот, рекомендуют активно развивать ребёнка уже в утробе. Хотя есть золотая середина и она очень естественная и гармоничная. Кстати, про то, что ребёнок в утробе видит те же картины, что и мама, для меня открытие. Никогда об этом раньше не встречала информацию. А вот про пищевые предпочтения готова подтвердить. Во время беременности сыном чётко прослеживалась его реакции на одни и те же продукты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про крайности "ученых-моченых" (так мой дедушка называл ученых, которые лезли не туда куда стоило бы) это Вы точно подметили ))))

      Удалить
    2. Как же здорово узнавать такую информацию. Сново изучать свою биологию. Никогда не была приверженцем раннего развития в «утробе», задача ребёнка развиваться в соответствии со своей природой, а не музыку от наушников слушать. Хорошо, если все мамы поймут, что надо заниматься собой и творчеством, узнают о действии гормонов и ее эмоций на ребёнка и научаться переключаться от стрессов. И окружающим (родственникам) тоже научиться бы себя с беременными адекватно.

      Удалить
    3. Родственники беременных - это отдельная песня. Им и без семейной материнской преемственности плохо и с неадекватной преемственностью тоже не очень. Поэтому вывод простой: родственники тоже должны учиться, чтобы не портить своим детям, внукам и правнукам))))

      Удалить